Согласно исследованиям аналитической фирмы IDC, объем рынка смартфонов в 2015 г. превысил 1,4 млрд долл., а возглавили рейтинг производителей Samsung, Apple и Huawei.

Данные IDC за 4 кв. 2015 г. показывают, что прирост рынка по сравнению с 4 кв. 2014 г. составил 5,7%, соответственно продажи выросли с 377,8 млн шт. до 399,5 млн шт. Результаты годовой деятельности мирового рынка смартфонов таковы: продано 1432,9 млн шт. устройств, годовой рост относительно итогов 2014 г.(1301,7 млн шт.) — 10,1%.

Таблица 1. Динамика продаж первой пятерки производителей рынка смартфонов по итогам 4 кв. 2015 г.

Производитель

Объем продаж, 4 кв. 2015 г., млн шт.

Доля рынка в 4 кв. 2015г.

Объем продаж, 4 кв. 2014 г., млн шт.

Доля рынка в 4 кв. 2014г.

Относительный рост 4 кв.15/4кв.14

1. Samsung

85.6

21.4%

75.1

19.9%

14.0%

2. Apple

74.8

18.7%

74.5

19.7%

0.4%

3. Huawei

32.4

8.1%

23.6

6.3%

37.0%

4. Lenovo

20.2

5.1%

14.1

3.7%

43.6%

5. Xiaomi

18.2

4.6%

16.5

4.4%

10.0%

Остальные

168.3

42.1%

174.0

46.1%

-3.3%

Рынок в целом

399.5

100.0%

377.8

100.0%

5..7%

Lenovo + Motorola

20.2

8.1%

24.7

6.5%

-18.1%

Источник: IDC, январь 2016 г.

Основная конкурентная борьба развернулась между Samsung и Apple, но Huawei продемонстрировала в конце года и по его итогам устойчивый рост продаж и одна из немногих китайских компаний успешно завершила год, по мнению аналитиков, благодаря тому, что 50% объема ее продаж реализуются вне Китая, на международных рынках. IDC полагает, что и в последующие три года Huawei удержится на третьей позиции мирового рейтинга.

В число безусловных лидеров рынка смартфона (как в 4 кв. 2015 г., так и по итогам 2015 г.) входит и Apple с квартальным объемом продаж 74,8 млн шт., что на 0,4% выше, чем в 2014 г. (74,5 млн шт.) и долей рынка по итогам 4 кв. 18,7% (в 2014 г. — 19.7%). По данным аналитиков рост продаж обеспечили потребители Китая, где 50% первых покупателей выбрали этот бренд, а годовой рост продаж составил свыше 18%. Но наиболее высокий прирост парка iPhone зарегистрирован в Индии — 76%. И все эти успехи — несмотря на повышение средней продажной цены iPhone с 687 долл. (2014 г.) до 691 долл. в 2015 г. (мотивировка: увеличение экрана и повышение производительности устройства).

В то же время, IDC отмечает, что вследствие насыщения развитых рынков (США, Европа, Китай) многие производители изменили тактику продаж, предлагая устройства средней ценовой категории (которые выглядят дорогими), мотивируя их новыми дополнительными возможностями, причем как на развитых, так и на развивающихся региональных рынках. В частности, успех в этом предприятии снискала компания Samsung с моделью A-Series и Huawei, предлагая модель Honor. IDC полагает, что в 2016 г. тенденцию подхватят и другие производители, не пренебрегающие производительностью и эстетическими качествами устройств при приемлемой стоимости.

Первое место в рейтинге производителей мирового рынка смартфонов остается за компанией Samsung (по результатам 4 кв. 2015 г. и по году в целом). В 4 кв. 2015 г. производитель реализовал 85,6 млн шт. устройств, что на 14% больше, чем в том же периоде годом ранее. Годовой итог продаж: 324,8 млн шт, рост относительно 2014 г. (318,2 млн шт.) — 2,1%. В верхнем ценовом сегменте ему противостоит Apple, а в нижнем Xiaomi, Huawei, ZTE и ряд других компаний помельче.

Вторая позиция — у Apple с годовым объемом продаж 231,5 млн устройств, что на 20,2% больше, чем итог 2014 г. (192,7 млн шт.). Успешные результаты достигнуты компанией благодаря реализации в устройствах новых функций, таких, как Apple Pay и Force Touch, повышению скорости передачи и др.

У занимающей третью позицию Huawei аналитики фиксировали самый высокий рост продаж: в 4 кв. 2015 г. — 37%, по итогам года — 44%. Компания стала четвертым брендом в мире, перешедшим рубеж в 100 млн продаж в год после Nokia, Samsung и Apple.

Игрок № 4 — Lenovo, которая всего год назад приобрела подразделение мобильных устройств у Motorola, сталкивается с жесткой конкуренцией небольших китайских производителей на своем национальном рынке в нижнем ценовом сегменте (в частности, для модели Vibe). Модели, приобретенные с Motorola (Moto G и Moto X) относятся к верхнему ценовому сегменту. Доля рынка Lenovo в 4 кв. 2014 г. 5,1%, по итогам года —5,2%.

Пятое место в мировом рейтинге занимает Xiaomi, владеющая 90% рынка продаж в родном ей Китае и успешно осваивающая рынки Индии и Бразилии. В 2015 г. компания приступила к выпуску моделей среднего ценового сегмента, хотя львиную долю продаж составляют дешевые модели. Доля рынка Xiaomi в 4 кв. 2015 г — 4,6%, по итогам года — 4,9%.

Таблица 2. Динамика продаж первой пятерки производителей рынка смартфонов по итогам 2015 г.

Производитель

Объем продаж в 2015 г., млн шт.

Доля рынка в 2015г.

Объем продаж в 2014 г., млн шт.

Доля рынка в 2014г.

Относительный годовой рост

1. Samsung

324.8

22.7%

318.2

24.4%

2.1%

2. Apple

231.5

16.2%

192.7

14.8%

20.2%

3. Huawei

106.6

7.4%

73.8

5.7%

44.3%

4. Lenovo

74.0

5.2%

59.4

4.6%

24.5%

5. Xiaomi

70.8

4.9%

57.7

4.4%

22.8%

Остальные

625.2

43.6%

599.9

46.1%

4.2%

Рынок в целом

1,432.9

100.0%

1,301.7

100.0%

10.1%

Lenovo + Motorola

73.9

5.16%

93.7

7.20%

-21.1%

Источник: IDC, январь 2016 г.

Примечания:.

• Данные являются предварительными и могут измениться.

• Продажи учитывали только брендовые устройства без OEM-продаж для всех производителей.

• Производителем считалась материнская компания (или холдинг), владеющая брендом и действующая как филиал данной компании.

Строка для компании Lenovo + Motorola приводится по причине того, что заметный рост продаж начался после завершения их объединения в конце 2014 г.